Senior cпециалиста трудно заманить в стартап.
Для разработки прототипа достаточно знаний джуна

Интервью с экспертом в области подбора IT персонала Татьяной Мельничук - основателем проекта Zero to Hero, а также руководителем IT рекрутингового агентства Lucky Hunter
Татьяна Мельничук рассказывает о подводных камнях подбора IT специалистов в стартапы, делится личным опытом, дает практические советы по сбору IT команды
— Расскажите, пожалуйста, про ситуацию на рынке. Насколько сложно привлекать IT специалистов в новые стартап проекты?
— Ситуация такая: сейчас запускается очень много IT стартапов. С каждым днем все больше и больше. Сложно ли привлекать IT специалистов - да, очень сложно, потому что из десяти стартапов девять с половиной умирают, не доживая до первого релиза. Причин много: и проблемы с инвестированием, и неправильно подобранные команды, и отсутствие потребности рынка в данном продукте. Это приводит к кому, что продукт не выдерживает даже какой-то минимальный проверки гипотезы. Хорошие специалисты это понимают и не готовы вписываться в такие совсем начинающие стартапы.
— Что же в таком случае делать?
— Если это не стартап при какой - то крупной IT компании, которая имеет крупные инвестиции, то нужно привлекать начинающих специалистов, если есть такая возможность, либо давать конкурентные условия для кандидатов. Например, предложить проектную работу для удаленщиков. Но при этом нужно понимать, что у самого человека, который делает стартап, есть нужное количество компетенций, чтобы "сорсить" разработчика и грамотно ставить задачи для того, чтобы не было проседания по времени. Если же человек, который начинает стартап, достаточно далек от IT, то лучше собрать команду под руководством тимлида, который в итоге выдаст вам готовый прототип.
— Татьяна, а вы имеете опыт работы со стартап проектами?
— Да, еще до создания своего агентства я работала в нескольких стартапах, как успешных, так и не очень. У меня больший опыт именно запуска IT стартапов.
— Какие же специалисты были необходимы для запуска?
— Изначально всегда нужен тимлид - ведущий разработчик, который будет оценивать сроки реализации проекта. Если более или менее гипотеза проверена, и стартап уже начинает развиваться, растет нагрузка и нужно масштабировать проект, то нужен админ. Также нужны либо отдельно backend и frontend разработчики, либо full-stack девелопер. Некоторые стартапы могут позволить себе тестировщика. В том случае, если это мобильный проект, то привлекают ios/android разработчиков. К слову, всегда должен быть административный персонал: бухгалтерия на аутсорсе, бухгалтер в штате. Если компания уже начинает развиваться, то нужен свой рекрутер, HR специалист.
— Давайте вспомним ваше последнее сотрудничество со стартапами? Какие IT специалисты были там?
— У нас был лид, и мы брали перерастающих в middle разработчиков джунов. Их можно было быстро подучить. Ребята были готовы работать в интенсивном темпе. За очень средние деньги по рынку их мотивировали крутой продукт и хороший опыт.
— А каким образом вы определяли зарплату?
— Исходя из рынка: что предлагают работодатели и запрашивают кандидаты. В 90% случаев это не стыкуется, рынок готов предложить меньше, чем кандидаты просят. Если мы не можем удовлетворить требования кандидата, то значит мы идем на какие - то компромиссные решения: понижаем запрашиваемый уровень знаний, отказываемся от каких-то требований. Поскольку IT - это рынок кандидата, то зачастую на уступки идет заказчик, а не кандидат.
— А что было главным критерием подбора? Каким образом вы понимали, что человек подходит для проекта?
— У нас есть конкретная заявка на вакансию, которую нам предоставляет заказчик, и мы всегда следуем по этой заявке. Однако без определенной гибкости найти нужного человека не всегда представляется возможным. Мы можем найти либо готового специалиста, который будет дорого обходится компании и не всегда готов работать на стартапе, либо мы идем на компромиссы и ищем не такого квалифицированного специалиста. Ему требуется обучение, но он готов работать в интенсивном темпе, пилить кучу костылей, а компания будет за счет этих костылей зарабатывать плюс доллар.
— Вы говорите, что можно привлечь хорошего senior специалиста для разработки прототипа или же нанять какого-нибудь junior разработчика, более или менее подходящего для этой роли. В таком случае, зачем разрабатывать прототип, если можно нанять опытного разработчика и сразу сделать MVP?
— Прототип - неотъемлемая часть запуска любого более или менее продуманного продукта. При помощи прототипа вы проверяете бизнес-модель и понимаете, стоит вкладываться в разработку или нет, не потратив предварительно кучу денег и времени. Поэтому не следует сразу делать MVP. Senior специалист справится с любой задачей, но его услуги стоят дорого, и, как я уже говорила, специалиста такого уровня трудно заманить в стартап. Зачем тратить столько сил, если можно нанять начинающего специалиста, знаний которого вполне хватит для разработки прототипа.
— Как вы думаете, а почему специалисты соглашаются работать в стартапе. Какая их выгода?
— Многие стартапы обещают опционы. Также есть очень крутые стартапы, которые зарабатывают свой первый доллар буквально через неделю запуска прототипа. Я также верю, что в каждом разработчике живет мечта стать частью создания "убийцы Фейсбука" - продукта, который поменяет мир IT-индустрии.
— А вообще что является самым важным при подборе команды?
— Важно, чтобы люди были близки вам по духу, не боялись обучаться, пробовать что-то новое. Любую технологию можно быстро изучить, если есть желание.
— Вопрос на засыпку. Какие вообще ошибки могут допускать предприниматели при создании команды?
— Во-первых, вкладываться в офис. Многие стартаперы любят арендовать классный офис, получив инвестиции миллионов на пять. Они думают, что это огромные деньги и начинают вкладывать их в какие-то странные вещи. Во-вторых, пропустить этап прототипирования, не провести никакое исследование рынка, хотя бы минимальное маркетинговое. Ребята начинают запускать продукт, не зная, нужно это рынку или нет, или запускают продукт, который не решает никакую проблему.
Проверить гипотезу?