"Главная проблема стартапа кроется в том, что на запуск продукта всегда уходит времени больше, чем предполагалось, поэтому важно все делать быстро"

Интервью с Михаилом Нечепоренко - тимлидом Zero2Hero, CTO действующего IT-стартапа, эксперта в области разработки IT-продуктов
Основатели стартапов часто задаются вопросами: какие этапы нужно пройти для успешного запуска продукта? Что такое прототип и в чем его ключевое отличие от MVP? Какие ошибки совершают фаундеры, и что делать, чтобы их не допустить?

Чтобы ответить на эти, а также некоторые другие вопросы, основатель Zero2Hero, Татьяна Мельничук взяла интервью у CTO IT-стартапа и тимлида нашего проекта Михаила Нечепоренко.
— Миша, привет! Расскажи, пожалуйста, чем ты сейчас занимаешься?
— Наша компания создает разные технологии, которые позволяют увеличивать доход паблишеров(от англ. Publisher). Паблишеры — это владельцы рекламных площадок, на которых рекламадатели размещают свою рекламу.

Благодаря нашим технологиями, человеку будет показываться более дорогая реклама, и, следовательно, рекламодатель будет зарабатывать значительно больше, чем тот, кто этим не занимается. Это комплексный проект, и он состоит из множества частей.
— Супер! А как давно ты работаешь в этом проекте?
— В этом проекте я работаю около четырех лет, но на рекламном рынке я работаю уже больше восьми.
— Ты работаешь с самого начала проекта?
— Если говорить про эту компанию — то да, я работаю с самого начала. Интересно, что этот проект эволюционировал несколько раз. Если посмотреть задумку, которая была изначально и то, во что это вылилось сейчас, то мы увидим два разных проекта, которые имеют одну общую идею, но способы ее реализации — это две совершенно разные вещи.
— А можно ли сказать, что твоя компания была стартапом?
— Это и сейчас стартап:) Есть множество определений стартапа, и одно из них звучит так: стартап — это предприятие, у которого нет четкой бизнес-модели.
Наш проект находится на пике индустрии и рекламного направления, мы делаем вещи, как говорится know how, и поэтому бизнес-модель постоянно видоизменяется.
— Спасибо! К бизнес-модели мы еще вернемся. Давай откатимся немного назад. Почему ты начал работать в этом проекте? Чем он тебя привлек? Как ты решился вписаться в стартап?
— В стартапе привлекают больше люди, чем идеи. Меня позвал работать мой друг, с которым мы работали раньше в одной компании. Если говорить про то, почему я не пошел в крупную компанию, в офис, на руководящую должность, а пошел в стартап, то это, потому что в стартапе есть живость. Очень классно, когда каждый день жизнь дает тебе новую задачу.
Сначала ты делаешь прототип, потом MVP, потом радуешься крутому запуску, а может, расстраиваешься, что нужно делать pivot. Ты находишься в постоянных изменениях, и это круто.
—Отлично, ты рассказал про этапы запуска стартапа. Давай остановимся на этом. Расскажи про создание прототипов, и чем они отличаются от MVP.
Прототип — та вещь, которая позволяет подтвердить или опровергнуть гипотезу. Также у прототипа, в отличие от MVP, есть одно свойство — все прототипы должны заканчивать свою жизнь в мусорном ведре. Это не рабочая версия продукта, это проект, с помощью которого ты проверяешь гипотезу.
Прототип очень важно делать быстро: чем быстрее ты его делаешь, тем легче тебе его выкинуть.
— Прототип очень важно делать быстро: чем быстрее ты его делаешь, тем легче тебе его выкинуть. Во-вторых, тебе не нужно думать про масштабирование, развитие, потребности рынка. Ты берешь, создаешь прототип и проверяешь идею. К примеру, мы в компании делаем один прототип в день. У нас есть идея, и мы реализуем ее буквально на следующий день. Конечно, если идея покрупнее, то это может занять и больше времени. Самое главное — сделать прототип как можно быстрее.
MVP - это первая версия продукта. Это та вещь, которую ты уже создаешь, но она обладает минимальными характеристиками. MVP проверяет не идею, а то, как на твою идею отреагирует пользователь. Ты ее создаешь и пытаешься продать. Это важно. Мы делали много MVP, которые в итоге закончили свою жизнь, так и не начав, именно потому что не прошли этап покупки. Если рынок реагирует хорошо и если он хотя бы пообещал заплатить за продукт, то вам нужно делать уже первую версию.
Первая версия отличается от MVP тем, что она стремиться удовлетворить тех пользователей, которые дали тебе деньги. По сути это уже не создание MVP, а наполнение продукта разными удобными фичами. Кроме того, делая первую версию, ты задумаешься о масштабировании, развитии, будущем проекта.
— Получается, прототип — просто прорабатывает бизнес-модель, а MVP - то, что ты пытаешься продать, верно? Где эта тонкая грань? Где заканчивается прототип и начинается MVP?
—Я бы сказал, не заканчивается прототип, и начинается MVP, а заканчивается ряд прототипов, и появляется MVP. Каждый прототип отвечает на один вопрос. Речь идет необязательно о жизнеспособности всего продукта. Прототип может проверить жизнеспособность небольшой детали, части продукта.

Кроме того, благодаря прототипу можно определить вектор дальнейшего развития идеи. Он может не только проверить гипотезу, но и позволяет выбрать лучший из путей, согласно которому ты будешь развивать продукт. Когда ты начнешь делать MVP, ты уже должен понимать, что делать.
— Супер! Спасибо. Недавно ты сказал, что вы запускаете прототип за один день. Это стандарт или это под стать только Сеньорам? Какой оптимальный срок запуска прототипа?
Чтобы запускать прототипы с такой скоростью, нужно к этому подготовиться.
1
Во-первых, мы долго готовились к этому. Мы заранее собирали инструменты, за месяц — два, чтобы потом делать прототип за день.
2
Во-вторых, мы понимали, в какой области мы будем делать прототип.
3
В третьих, нет необходимости ориентироваться на определенную цифру. Для кого-то день — быстро, а для кого-то быстро — это месяц. Все зависит от объемов проектов.
Нужно помнить, что прототип - 10% от продукта. Ты не можешь потратить на прототип больше, чем 10%, в противном случае — это не прототип, а MVP или какая-то версия продукта.
— Отлично, а возможно ли создать прототип силами начинающих разработчиков? У тебя был такой опыт?
— Такой опыт был. К сожалению, или к счастью проект был крупный, поэтому джуниоры быстро стали не джуниорами:) Junior- разработчик — это человек, который при своем старании, тяге к знаниям, желании сделать хорошо, имеет негативные стороны. Это отсутствие опыта, и отсутствие понимания: "это хорошо, или нужно еще лучше?".
Если вы запускаете прототип или MVP с джуниорами, то за ними обязательно должен быть Senior-разработчик, который будет эти моменты контролировать.
— Более того, сеньор (тимлид) - не просто контролирует, он отвечает за качество. У него нет задачи выжать премиум качество продукта из джуна. Джуны делают какую-то вещь, а Сеньор доводит финальный результат до нужного уровня качества.
— Что ты посоветуешь начинающему стартаперу?
— Главная проблема стартапа — на запуск продукта всегда уходит времени больше, чем предполагалось изначально. Главный совет — фокусируйся только на одной метрике. В начале качество не играет весомой роли, оно обязательно придет с опытом. Главное — делать все быстро, потому что ты рискуешь выгореть, а этого допустить нельзя.
—Круто! Миша, спасибо большое за интервью. А если вы хотите сделать прототип — обращайтесь к нам. Мы поможем вам силами старательных джунов!
—Рад был помочь.
Проверить гипотезу?